г.Москва, ул.Бардина, 4

Показать на карте

пн-пт: 10:00 — 19:00

Как происходит моделирование одежды?

Любое современное производство швейной одежды, включая изготовление особо модных образцов, состоит из нескольких шагов. Одним из наиболее важных этапов можно назвать моделирование одежды, то есть создание ее эталонного образца – модели. В дальнейшем именно по конструкции и техническому описанию модели фабрика или цех по пошиву одежды будет налаживать производство.

Моделирование швейных изделий одновременно является и техническим процессом, и областью прикладного искусства. В число задач моделирования входит разработка эргономичной, стильной и красивой одежды, удовлетворяющей всем потребительским и гигиеническим требованиям. И при этом весьма желательно, чтобы создаваемые модели перекликались с текущими веяниями моды. Помимо специальных лабораторий швейных предприятий, моделированием одежды занимаются дома моды, швейные ателье, художественные студии.

Элементы моделирования

В процессе разработки моделей большое значение приобретают определенные составляющие художественно-технического оформления. Это элементы моделирования: силуэт, форма, покрой, ритм и другие. Рассмотрим наиболее важные элементы моделирования одежды, которые обязательно учитываются при разработке новых образцов одежды.

Силуэт

Силуэтом называют плоскостное изображение контуров предмета. Основные характеристики силуэта: высота, ширина плеч, степень прилегания к фигуре на уровне талии и бедер, ширина снизу, длина рукавов. Очень важным показателем силуэта является линия талии. По степени прилегания к талии различают 4 вида силуэтов: прямой, свободный, полуприлегающий и прилегающий.

Фактически каждое модное направление обладает собственным определенным силуэтом. А любые наиболее значимые перемены в одежде специалисты могут легко отследить по изменению силуэтов и форм.

Форма

Форма модели напрямую зависит от конструкции ее деталей, отделки и вида застежек. Швейные изделия бывают классической формы, спортивной и «фэнтези».

Модели классической формы отличаются лаконичностью и строгостью линий, незначительным количеством деталей, минимумом декора. Их можно встретить при разработке многих видов одежды, где большое значение уделяется традиционным решениям. В качестве примеров можно привести изготовление деловых костюмов, пошив корпоративной одежды, производство униформы, пошив рубашек.

Одежда спортивной формы отличается множеством вариаций кроя рукавов, карманов, клапанов, а также наличие различных элементов, подчеркивающих спортивное телосложение. При разработке формы здесь особый упор делается на функциональности изделий.

Модели формы «фэнтези» отличаются непростым кроем, обширным многообразием отделок, множеством деталей. Здесь используются сложные конструктивные решения, зачастую ассиметричные элементы.

Силуэт и форма считаются базовыми характеристиками модели. Они должные выбираться так, чтобы одежда соответствовала целевому назначению, а силуэт хорошо согласовался с материалом изделия и фигурой человека. Восприятие формы и силуэта напрямую зависит от пропорций отдельных деталей изделия.

Пропорция

Под пропорцией при моделировании одежды понимается соотношение частей модели между собой, а также с фигурой человека. К наиболее устойчивым силуэтам относят те, что близки к таким геометрическим фигурам, как трапеция, прямоугольник, овальная восьмерка. Наилучшее визуальное восприятие создается на основе конкретных пропорций: в прямом силуэте – 1:3 по длине и ширине, в полуприлегающем и прилегающем – 1:2 по ширине и 2:3 по длине.

Покрой одежды

Покрой модели определяется ее конструктивными решениями:

  • вид рукавов – реглан, втачные, комбинированные, цельнокроеные и т.д.;
  • конструкция карманов – накладные, врезные, «в шве» и др.;
  • тип застежек – однобортные, двубортные, распашные;
  • конструкции спинки и полочки – цельнокроеные, отрезные по талии, с отрезным бочком и т.д.

Композиция в моделировании одежды

Использование при моделировании различных форм и силуэтов, а также изменение деталей кроя, складок, швов и отделок, позволяет формировать множество фасонов для швейных изделий. При этом ключевым инструментов воздействия на человеческое восприятие можно назвать композицию. Так принято называть художественное и конструктивное единство, взаимодействие и подчинение друг другу элементов, входящих в модель.

Началом разработки модели служит подбор композиционного строя одежды. Применение тех или иных элементов форм модели должно помогать разработке изделий определенного назначения. Элементами композиции одежды считают линии, материалы, массу одежды, ее ритм и ряд других параметров. В конечном итоге, выразительность и успешность найденных решений будет зависеть от того, насколько гармоничной является композиция в целом.

Линии

При моделировании одежды линии разделяют на силуэтные, декоративные и конструктивные.

Силуэтными называются линии плеча, низа и талии. Они формируют силуэт модели, определяют его четкость и выразительность.

Декоративные – это линии, создаваемые разными видами отделки (сборка, вышивка и др.) и другими элементами декора (клапаны, воротники и пр.).

Конструктивными называют линии стыковки ключевых деталей и швов.

Материал

Подбор материала изделия оказывает огромное значение на композицию модели. Критерии выбора зависят от сезона, формы, назначения одежды, возраста потребителя. Здесь вместе с объективными характеристиками материалов (растяжимость, плотность, прочность и т.д.), огромное значение приобретают их эстетические свойства – фактура, цвет, рисунок и т.п. Цветовая композиция материалов бывает одноцветной, многоцветной или полярной.

Масса

Понятие массы в моделировании одежды означает объемное восприятие, выраженное разворотом плеч, полнотой в области бедер (талии) и груди, размерами рукавов или брюк. Все перечисленные компоненты массы оказывают определенное влияние на формирование композиции.

Ритм

Ритмом в одежде называют чередование элементов формы и определенных интервалов. В качестве примера простого ритма можно привести одинаковые накладные карманы с симметричным расположением петель, строчек, складок, пуговиц. Пример сложного ритма – пропорциональное изменение карманов одной формы, пропорциональное изменение отделочных пуговиц на рукавах.

Методы моделирования одежды

Процесс разработки швейных изделий разделяется на два этапа: создание композиции модели художником и воплощение замысла в материале.

При этом используются следующие методы моделирования одежды:

  • эскизный;
  • муляжный;
  • метод варьирования особенностей фасонов на единой конструктивной базе.

Эскизный

Эскизный метод представляет собой изготовление эскизного рисунка модели. При этом модельер учитывает веяния моды, принципы развития ассортимента и множество других аспектов.

Муляжный

Муляжный способ состоит в использовании манекена (манекенщицы) для получения макета, с помощью которого будут изучаться все формы модели, создаваться ее композиция.

Метод варьирования

Методика варьирования предполагает использование единой конструктивной основы для формирования семейства моделей с помощью изменения элементов кроя и отделок. Благодаря этому снижаются расходы на создание единичных моделей, что дает возможность широко разнообразить ассортимент с использованием требований и запросов рынка.

Что учитывается при моделировании одежды?

В процессе моделирования швейных изделий разработчики учитывают несколько факторов. Помимо эстетической и модной составляющих, принимаются во внимание телосложение и возраст целевой аудитории, расход и стоимость материалов, возможность налаживания реального производства, временные затраты на изготовление модели. Также при создании новых образцов одежды очень важным является сотрудничество модельеров-художников и технологов с дизайнерами и конструкторами, работающими над созданием швейных материалов. Конечная цель – изделие должно быть востребованным и успешным, а его производство – рентабельным и прибыльным.